Яндекс.Метрика

_MG_0777

Случается так, что не ты смотришь кино, а кино тебя смотрит. То же случилось и со мной: мне казалось, я научу детей. А дети учили меня. Мне казалось, что я принесу им некое тайное знание, нечто сакральное. Готовясь к занятию, я представлял, как буду вещать, а дети – жадно внимать мне. Оказалось так, что я внимал им. Что они уже многое знают. Что они готовы сомневаться. И не судить об истине по интонации говорящего.

Киношкола Seymour House

Мы говорили о многом. О том, что нельзя подходить к любому процессу без осознания. В мире рынка и потребления, где многое требует однократного использования, очень сложно остановиться. Вглядеться. Дать событию раскрыться и раскрыть тебя. С маниакальной страстью я повторял древнегреческую поговорку «Присутствуя, отсутствуешь». Как часто бывает: смотришь кино – и оно идет мимо – а ты просто случайный прохожий.

Киношкола Seymour House

Говорили мы и о том, что мнения недостаточно. Что можно попытаться выйти за пределы субъективных мнений и нащупать более твердую почву. Так мы вышли на анализ (шире – логику), на поэтическое (метафорическое) мировосприятие и только подобрались к мистическому.

Самым главным для меня было наладить контакт. Не умничать. Не расстреливать словами. Только обучая, понимаешь, насколько дело не в словах, а в попытке передать импульс – мотив: «Дыши!» Обучая, осознаешь и бездну своего непонимания – ты скрылся за словами – а перед тобой ясные открытые души – не скроешься. Здесь нет шпаргалок и завтра.

Киношкола Seymour House

Все, что я пытался выразить в тот день, заключается в двух словах: видение и горизонт. Видение – то, что ты обретаешь только в случае непосредственного «обнимания» с фильмом. Горизонт – это твои границы сознания, и если они эластичны – фильм что-то откроет в тебе. Дай шанс.

Мы смотрели фрагменты. Каждый – не один раз. Сначала смотрели умом, потом – чувствами. В конце я дал задание каждому: выберите фильм и проживите с ним полгода (разбирая фильм через монтаж и собирая наблюдения в дневник). Дай Бог, если хоть что-то из сказанного мною оказалось полезным. Пусть это будет один фильм, но он будет твоим другом.

Султан Усувалиев, киновед, кинокритик, главный редактор журнала «Film Sense»

Тема последнего занятия поставила неожиданный вопрос: «как смотреть кино». Казалось бы, вот уже для чего не нужен особый навык. Что ж, действительно, смотреть кино — не большая наука, а вот смотреть и видеть… умеют далеко не все. В этот день мы узнали, что кино можно смотреть, как потребитель или как ученый и поэт.
Нас приглашали к такому способу киносмотрения, когда фильм не наблюдается, а постигается, когда он открывается перед зрителем в бесчисленном множестве мельчайших деталей. Нам рассказали, как можно создать свое собственное пособие по монтажу, внимательно вглядевшись лишь в одну картину. Мы были поражены, поняв, что короткий киноотрывок в 35 секунд насыщен огромным количеством информации: как фактической, так и той, что мы активно домысливаем.
Эти миры, таящиеся за поверхностью экрана, перед нами раскрыл Султан Усувалиев.
Таким было наше занятие в субботу.

Милана Юнатаева, студентка Киношколы Seymour House

Дневники Киношколы: занятие 2 апреля