Яндекс.Метрика

Школа кино Seymour House

На этот раз мы говорили о монтаже, одном из важнейших выразительных средств киноискусства. Режиссёр и теоретик монтажа Лев Кулешов писал: «Для того, чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое, и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу». Именно этому мы и учились на этой лекции.

В начале занятия мы обсудили, как монтаж помогает рассказывать историю. На примере собственных сценариев, над которыми мы работаем с первого занятия, ребята разобрали последовательный и параллельный монтаж, представив, как одну и ту же историю можно было бы снять по-разному. Отдельно остановились на интеллектуальном монтаже, который его основоположник, советский кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн, называл высшей кинематографической формой.

Школа кино Seymour House

Затем мы разобрали базовые принципы монтажа: монтаж по крупности, по ориентации в пространстве, направлению движения, свету, цвету, правила 180 градусов и 30 градусов.  На кинопоказе посмотрели несколько видов монтажных вставок на примере известных фильмов. Сцена из анимационного фильма «Вверх» проиллюстрировала ускоренные части повествования. «Монтаж тренировки» был показан на примере сериала «Карточный домик».

Школа кино Seymour House

Монтажные вставки, позволяющие перемешать между собой несколько сюжетных линий, показаны на примере эпизода с разрушением временной линии из «Донни Дарко». А контрастное противопоставление сюжетов проиллюстрировано монтажом поцелуев в фильме «Новый кинотеатр „Парадизо“». Классический пример из «Гражданина Кейна», с завтраком супругов, показал вид монтажа, называемый гештальт-теория, который показывает небольшие эпизоды из жизни, выстраивающиеся в единое целое. «Закипающий» монтаж был проиллюстрирован фрагментом из фильма Спайка Ли «25 час». Примером «монтажа образа мыслей стала знаменитая сцена с Кевином Спейси в «Красоте по-американски». А примером «интеллектуального монтажа» — знаменитая сцена крещения из «Крестного отца».

Школа кино Seymour House

По традиции лучший ученик этого дня получил в подарок книгу серии Film Craft. На этот раз это была книга «Профессия: Режиссер киномонтажа», в которой самые известные режиссёры мира рассказывают о своей работе. Труд режиссера киномонтажа начинается тогда, когда съемки фильма заканчиваются. Все, что в конечном итоге увидит на экране зритель, – это результат труда киномонтажера, его умения комбинировать отснятый материал, изменять последовательность кадров и выстраивать плавное повествование, эпизод за эпизодом.

На следующих занятиях ребята закрепят полученные знания, взяв в руки камеру.

Дневники киношколы: занятие 30 апреля