Яндекс.Метрика

11425200_435081216617224_487811004885232588_n

Почему у нас в Seymour House помимо большого количества академических занятий существует столько предметов, не связанных непосредственно с академическими успехами? И при этом наши дети делают домашние задания все каникулы, проходят за год несколько лет академической программы на английском, и при этом радостны и мотивированы на учебу? Почему если спорт, то только на улице? Зачем детям столярное дело, садоводство, поездки на ферму, гончарное мастерство и прочие занятия, приближающие нас к природе?

11742784_447992231992789_41357858497657331_n

Ответы на эти вопросы, при глубоком рассмотрении, лежат в следовании естественному пути детского развития. Гармоничное развитие неразрывно связано с молчаливым наблюдением за природой. Любой маленький ребенок делает это виртуозно. Почему же к школе дети теряют эту способность? Почему четырехтысячелетняя буддийская практика молчания випассана стала настолько популярной, что записыватся в центры на 10-дневное молчание надо за несколько месяцев (там просто нет мест!). Почему топ-менеджеры тратят на такие «молчаливые ретриты» свою энергию, деньги, а главное — время? Почему во взрослом возрасте приходиться заново учиться тому, что каждый из нас умел в раннем в детстве? И почему современные дети теряют этот навык много раньше, чем их родители? Пресыщение образами, сильный отрыв от природы, многословность, — все это характерно для жизни современного ребенка. Но это ли ему нужно, это ли важно?

Уроки Сухомлинского

12189166_474710309320981_11918483116665549_n Великий педагог В. Сухомлинский всегда старался помнить о закономерностях развития детского организма. И считал каждое путешествие в природу уроком мышления, уроком развития ума. Вот что писал он в книге «Сердце отдаю детям».
«Развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы — это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума. Мы сидим на кургане, вокруг нас звучит стройный хор кузнечиков, в воздухе аромат степных трав. Мы молчим. Детям не надо много говорить, не надо. Надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы — это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума. Мы сидим на кургане, вокруг нас звучит стройный хор кузнечиков, в воздухе аромат степных трав. Мы молчим. Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово — не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновенья он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ — наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать — это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать… Мы вслушиваемся в хор кузнечиков. Я рад, что дети увлеклись этой изумительной музыкой. Пусть в их памяти навсегда сохранится тихий вечер, насыщенный ароматом полей и переливами чудесных звуков. Когда-нибудь они создадут сказку о кузнечике. А теперь задумчивые взоры детей устремлены на солнечный закат. Солнце скрылось за горизонтом, по небу разлились нежные краски вечерней зари. — Вот и ушло солнышко на отдых, — говорит Лариса, и ее лицо становится грустным. — Кузнецы принесли Солнышку серебряный венок… Куда же оно девает вчерашний венок? — спрашивает Лида. Дети смотрят на меня, ожидая продолжения сказки, но я не решил, какой из образов выбрать. Мне помогает Федя. — Венок расплылся по небу, — тихо говорит он. Напряженное молчание, все мы ожидаем, что же расскажет Федя. Ведь это продолжение сказки, которую мальчик уже, очевидно, сложил, и то, что он молчит, может быть объяснено детской стеснительностью. Я помогаю Феде: — Да, венок расплылся по небу. За день он накаляется на огненных косах Солнышка и становится мягким, как воск. Прикоснулось к нему Солнышко горячей рукой — он полился золотым ручейком по вечернему небу. Последние лучи уходящего на отдых Солнышка озаряют ручеек, вот видите, он играет розовыми красками, переливается, темнеет. Солнышко уходит все дальше. Вот оно скоро войдет в свой волшебный сад и на небе загорятся звездочки… — А что же такое звездочки? Почему они загораются? Откуда приходят? Почему их не видно днем? — спрашивают дети. Но нельзя пресыщать сознание ребят множеством образов”.

10406801_432095440249135_5837394604805207644_n

Развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы — это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума.

Естественный путь детского развития