Яндекс.Метрика

1601151_310501052408575_56645926_n

Что важно и нужно развивать в 2-3 года? Словосочетание «раннее развитие» сейчас знакомо каждому родителю, и многие новоиспеченные мамы и папы, боясь куда-то опоздать, начинают с энтузиазмом показывать карточки, кубики, буквы и цифры едва начинающему ходить малышу. Нейропсихологи, глядя на результаты таких родительских усилий, все чаще стараются объяснять родителям: существуют нейрофизиологические законы развития мозга, и лучше их не нарушать. Нужно знать определенные сенситивные периоды и развивать именно то, что в данный момент должно развиваться. Так, в 2-3 года — это сенсомоторная и эмоциональная сферы. На их развитии и нужно сосредотачиваться.

Развитие познавательных процессов — это не обучение счету, чтению, письму или нотной грамоте. Это совместная, размеренная, спокойная жизнь с ребенком: включение его во все жизненные процессы семьи (счастливые бабушки и дедушки играют важную роль); формирование суверенитета ребенка (у современных малышей «хромают» элементарные бытовые навыки); совместные прогулки и наблюдение за природой; обсуждение эмоций ребенка; чтение детям вслух.

MMM

А самое главное — не торопить его, не вмешиваться и не прерывать тот познавательный процесс, который происходит у ребенка внутри.
Вот поэтому мы выбрали одним из основных методов работы в нашем детском саду (и в начальной школе) систему Монтессори: дети развиваются в естественной и грамотно подготовленной среде, учитель только советует, предлагает, оказывает помощь лишь в случае необходимости, дети сами выбирают, чем им в данный момент важно заняться, следуют своему природному вектору развития в разновозрастном коллективе. Те навыки, которые должны развиваться в наиболее чувствительные периоды жизни, развиваются естественно и дают великолепные результаты. После чего буквы, цифры и ноты для ребенка — это просто «семечки», с которыми он справляется быстро и радостно. Мария Монтессори описала сенситивные периоды детского развитие еще в своих первых книгах, а сто лет спустя ее описание полностью подтвердилось новейшими исследованиями мозга.

DSCN9040

Анна Семенович, нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ и автор множества книг о детском развитии, замечает что, говоря о раннем развитии, ребенка, чаще всего, просто натаскивают. Опасен именно такой подход к развитию. «Есть нейрофизиологические законы развития мозга. — пишет А. Семенович. — Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики. Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций».

Развивать можно и нужно! Но в таком нежном возрасте старайтесь как можно больше вовлекать малыша в нормальную бытовую ежедневную жизнь семьи, учить его основам ухода за собой, развивайте его креативность и самостоятельность. Анна Семенович напоминает: «Есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки».  То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов».
Подробнее о методе Марии Монтессори — http://seymourhouse.ru/o-sisteme-montessori/

Как обучать детей правильно?