Яндекс.Метрика

В большинстве западных школ все прекрасно знают о важности проектной работы и внедряют проектную систему повсеместно. К сожалению, в российском образовательном пространстве это осуществляют буквально единицы самых продвинутых школ.  А ведь невероятно важно, чтобы ребенок видел процесс от идеи до воплощения, принимал участие в каждом из его этапов, учился планировать, разрабатывать стратегию и тактику, сотрудничать с другими участниками проекта. Умение работать в команде — вообще одно из самых важных в современных условиях. Мы постоянно тренируем наших ребят эффективно взаимодействовать в группе, определять лидера, договариваться, ставить цели и действовать по плану.

Годовые проекты

Ребята в начале года сами определяются с важными проектами и целенаправленно их ведут: в этом учебном году такими годовыми проектами стали Журналы благодарности и Хелперы.

Вместе со всем тем, что наши дети постоянно вынуждены держать в уме (школьные дела, игры, домашние задания, родителей с их бесконечными требованиями, физические потребности), им трудно думать о том, что еще происходит в мире за пределами их собственной сферы интересов — как удивительного, так и трагического. То же самое, кстати, касается и многих взрослых! И если мы постараемся провести несколько минут в день, чтобы оценить все, абсолютно все, что происходит в нашей жизни, и поблагодарить жизнь за это, — мы все от этого только выиграем.

Именно поэтому мы начали новый проект: Журналы благодарности. Каждый вечер перед сном все наши ученики записывают то, что они выбрали для себя как наиболее важное и ценное. Каждая запись включает дату, краткое изложение наиболее значимых событий дня и описание того, как ребенок благодарен за эти события (не важно, хорошие они или не очень).
12122937_469182669873745_8614587485229658517_n

Умение быть благодарным и выражать эту благодарность — очень важный навык, которому, к сожалению, детей редко кто учит. А разве не важнее это, чем уроки математики или истории? Благодарность является позитивной эмоцией: когда сердце человека наполнено ею, он ощущает удовлетворенность своей жизнью. Люди так часто находятся в суете и погоне за своими желаниями, что не ценят того, что имеют. Не нужно игнорировать неприятные моменты, просто концентрируя свое внимание на хорошем, вы становитесь более позитивным человеком.
12108191_469182683207077_7677167990287343140_n
Что дает детям ежедневное ведение такого дневника? Они привыкают искать и видеть те вещи, за которые можно поблагодарить жизнь и, в результате, перенаправляют свое внимание на позитивные моменты и мысли. Благодарное отношение – позитивное отношение, а это в свою очередь – больше спокойствия, более крепкое здоровье, радостные отношения с окружающими, личная, учебная и рабочая эффективность. Если человек искренне верит в закон притяжения, то благодарность поможет ему запустить этот закон в действие. Ежедневно уделяя время признательности за все хорошее в жизни, мы начинаем привлекать все больше тех вещей, за которые благодарны.

Helpers — еще один наш годовой проект.  Один из самых важных моментов, которые кажутся нам основополагающими в образовании наших ребят, — это работа. И, как всегда у нас, работа творческая, так как детям надо найти себе применение в сфере ответственности и благодарности. Дети ежедневно берут на себя ответственность за какую-либо несложную работу в школе. Чаще всего это творческие задачи, которые дети самостоятельно ставят перед собой, основываясь на своих интересах и на понимании того, как их деятельность может увеличить общую ценность жизни в школе. Ответственность и творческая работа приводят к тому, что ребята привыкают сами ориентироваться в ситуации и стараются осознанно приносить пользу там, где могут.

Но не подумайте, что работа — это что-то очень интенсивное или неприятное. Это творческие задачи, которые дети самостоятельно ставят перед собой — а выбор они делают, основываясь на своих персональных интересах и талантах и на понимании того, как эти таланты могут увеличить общую ценность жизни в школе. Вот примеры работ, которые ребята придумали и выбрали как проекты: чтение сказок младшим детям, садоводство, уборка клеток птиц и кролика, приготовление еды, сбор перепелиных яиц, помощь в офисной работе, поддержание огня в нашем чудесном камине и т. д.

 

11988707_459748730817139_1692576841715233356_n

Дети с огромным энтузиазмом сделали яркий и наглядный плакат, с помощью которого будут легко отслеживать, кто и в какой день ответственен за определенный фронт работ. Все писали на плакате свое имя — посмотрите, как красиво получилось, и как даже в этом проглядывается характер каждого ребенка!
Теперь каждый день ребята фиксируют, кто что сделал, не забыты ли какие-то важные задачи, договариваются между собой о том, кто хочет и может сделать именно эту работу сегодня, а кто-то, возможно, должен поменять планы и попросить помощи. Соответственно, происходят переговоры, переклеиваются стикеры, — идет мощная командная работа, да еще и в такой разновозрастной группе: при этом тренируется навык быть ответственным, помогающим и благодарным жизненному пространству за предоставленные возможности. А значит, ребенок много может взять и затем щедро делиться. Через него течет изобильная жизнь. Дети видят результаты своего труда, гордятся собой, у них даже после долгого и напряженного рабочего дня приподнятое настроение — и вот это мы как раз и считаем одним из самых мощных образовательных и воспитывающих инструментов детского развития!

Краткосрочные проекты
В течение года мы постоянно проводим и разнообразные краткосрочные проекты, такие кулинарные классы в Монтессори, летний проект «Картонный город», День благодарения.