Яндекс.Метрика

11227546_440190602772952_6060828944991582269_o

Дети в нашей школе не пользуются гаджетами. С утра, приходя на занятия, они оставляют телефоны-айпады и прочую технику в отдельном месте и прекрасно проводят время, занимаясь не только академическими предметами, но еще и музыкой, драмой, спортом, шахматами, общаясь друг с другом на переменах и во время обеда. Старшие помогают младшим, маленькие тянутся за старшими. Кипит жизнь, полная всевозможной активности. Мы и родителей просим, чтобы они дома регулировали пользование цифровой техникой. Потому что доверяем серьезным исследованиям и, увы, видим, насколько пагубно сказывается на детях «вирус цифрового безумия» (так специалисты обозначают ситуацию в современном мире, когда юные представители цифрового поколения страдают расстройством внимания и памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессиями).

lapsi_Kuvapohja

Точных данных по России пока нет, а вот на Западе исследований уже достаточно. Так, например, среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет! Кто-то выдвигает аргумент: мол, дети сейчас другие. Но не забывайте, что мозг у нынешних детей по-прежнему такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач, наш мыслительный процесс, — все это оставляет след в нашем мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

Мы разделяем взгляды наиболее прогрессивных родителей всего мира

Вот мы как раз за это: за свободное и независимое мышление в процессе исследования мира вживую, а не с экранов компьютеров или смартфонов! Как цифровые технологии могут изменить мозг детей?

  1. Количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает.
  2. Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот вам и проблемы с памятью — ребята ее совершенно не тренируют.
  3. Дети не стали намного умнее благодаря Интернету. Нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на уровне, который демонстрировали восьми-девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

И когда нас обвиняют в том, что мы не идем в ногу со временем и отстаем от прогресса, мы напоминаем, что совсем не одиноки в своем подходе. Знаете ли вы, что дети Стива Джобс, гуру цифровой индустрии, не пользовались айпадом, а другие гаджеты им запрещались по ночам и в выходные? Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом и не хочу, чтобы эти проблемы были у моих детей». Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, директор OutCast Agency ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети и вовсе не имеют гаджетов.

8374_938581722856784_9197309364415413048_n

Технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили ТОПы других гигантов Кремниевой долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Это школа Waldorf School of the Peninsula, простая и даже чуточку старомодная: с обычными досками и цветными мелками, книжными полками с энциклопедиями, деревянными партами. Новейших технологий нет, зато есть обычные ручки, карандаши, швейные иглы, глина. И ни одного компьютера. Малыши, стоя в кругу, повторяют за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью (такое упражнение синхронизирует тело и мозг). Дети постарше вяжут на спицах из шерсти (это помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, развивает координацию).

about-us-5
Школа без компьютеров, в которую топ-менежеры Кремниевой долины отправляют своих детей

Приходите к нам в Seymour House, и вы увидите, как малыши в Монтессори-детском саду сидят по утрам в кругу и обсуждают важные жизненные темы, а затем самостоятельно выбирают себе деятельность и сосредоточенно занимаются — кто-то обводит шершавые буковки, кто-то учится шнуровать и застегивать, кто-то с удовольствием моет посуду или готовит салат к обеду… Школьники начинают утро с пробежки вокруг школы, а затем увлеченно придумывают и разрабатывают очередной проект, распределяют зоны ответственности, учатся ставить цели и выбирать способы их достижения. У нас регулярно проходят мастер-классы гончарного дела, дети ухаживают за собственным органическим огородом и перепелками, мы готовим уникальные концерты на нескольких языках… И все это прекрасно получается без компьютеров!

Мир ребенка не должен быть размером с экран смартфона!

5
Лозоплетение: мы сами сделали «живой» забор в нашей школе из вот такой прекрасной лозы. И уверены, что для детей этот урок был не менее важным, чем физика или литература!

С 1970 года радиус активности детей (имеется в виду пространство вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, насколько быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше. Поэтому важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

IMG_7897
В нашей школе соблюдается разумный баланс умственной и физической активности. Свежий воздух, спорт и веселые игры — какое же детство без всего этого?

Также мы постоянно пишем, что ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но порой современные дети просто не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр! Это сильно сокращает длительность сна и ведет к нарушениям. Какое там развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

Спешите развить творческий потенциал ваших детей!

Приверженцы обучения без IT уверены (и мы с ними абсолютно согласны): компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие отношения и внимательность. Умным взрослым очевидно: когда будет действительно нужно познакомить детей с последними технологиями, у них будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности. Зачем спешить? «Это супер легко, — говорит мистер Игл, сотрудник кремниевой долины. — В Google мы делаем технологии настолько простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше». Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, автор 12 книг об образовательных методиках в школах, утверждает, что для образовательного процесса лучше, если компьютеры используют как можно меньше. «Образование — это прежде всего человеческое переживание, получение опыта, — говорит Пол Томас. — Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить».

11223969_459239037534775_3054294553971468520_o
Наш органический огород, за которым ухаживают и малыши, и подростки, и учителя

У нас в Seymour House есть множество занятий, не связанных непосредственно с академическими предметами. Многие считают, что для поступления и карьерных успехов важно давать побольше математики-языков-истории с географией. При чем тут садоводство, поездки на ферму, гончарное дело, приближающие нас к природе? Ответы на эти вопросы, при глубоком рассмотрении, лежат в следовании естественному пути детского развития. Упущенное в детстве потом сложно исправить. Пресыщение образами, отрыв от природы, многословность, — все это характерно для жизни современного ребенка. Постарайтесь если не убрать, то хотя бы существенно ограничить время пользования ребенка гаджетами. И заменить это время на совместные занятия с детьми, общение с природой, творчество и просто душевное общение.

 



В статье использованы материалы порталов www.nytimes.com и waldorfpeninsula.org

Школа без гаджетов: назад, в прошлое или вперед, в будущее?