Психология семьи
С психологом Еленой Благовой мы обсуждаем различные актуальные темы: родительско-детские отношения, законы рода, межпоколенческие отношения и отношения в паре, личностный рост и развитие, отношение к себе и окружающим, коммуникация в семье и социуме; темы любви, уважения, доверия, благодарности, прощения… Все, что будет для вас важно и актуально.

Елена - опытный семейный и антикризисный психолог, член Международной Академии естественных наук (г. Ганновер) с 2008 г., преподаватель прикладной психологии и психотерапии, член Общества эмоционально-фокусированных терапевтов ICEEFT. Она поддерживала наше школьное сообщество во время изоляции 2020 года, провела ряд вебинаров и индивидуальных встреч.


На вебинаре мы обсудим актуальные для многих семей вопросы:
  • если у вас в семье уже двое или больше детей, как жить в мире и любви, без ревности и ссор;
    как обеспечить каждому ребенку психологический комфорт;
  • как найти время для каждого ребёнка, и при этом самому не падать от усталости
и многое другое.


Несколько детей в семье
На встрече мы говорим:

  • о семейной системе и ее возможностях для развития;
  • как влияют семейные сценарии родителей, а также бабушек и дедушек на детей и внуков;
  • как семейные сценарии могут проявляться (например, при выборе детьми будущих партнеров, в трудностях в поведении, учебе или работе, психосоматических заболеваниях);
  • какие есть возможности обнаружить эти сценарии и трансформировать их;
  • о ресурсах, которые заложены в семейной системе.

Встреча длится полтора часа, из них последние полчаса Елена отвечает на вопросы родителей.

Семейная система
  • Как делить игрушки между детьми?
  • Как поступать с общими игрушками, если они есть?
  • Кому нужно, чтобы игрушки были общими? Зачем они нужны?
  • Есть ли цель у общих игрушек?
  • Нужно ли вмешиваться в ссоры детей из-за игрушек?
  • Для чего нужно внимательно исследовать коробку игрушек ребенка?
  • Что нужно проанализировать при разборе игрушек ребенка?
  • Для чего нужно проанализировать, что из игрушек больше всего предпочитает ребенок? Одинаковые ли предпочтения у каждого из детей?
  • Для чего важно знать вкус ребенка в игре, и какой тип игры предпочитает ребенок?
  • Что поощряют родители, покупая определенный типаж игрушек?
  • Какой сюжет поддерживают родители, вмешиваясь в отношения детей, и как это связано с их собственным детством?
  • Как через игрушки можно способствовать приобретению детьми навыков взаимодействия?
  • Если родители вмешиваются в отношения детей, как они поощряют и усиливают определенный способ взаимодействия между ними?
  • Какую цель преследуют родители, задаривая ребенка игрушками?
  • Как влияет опыт нашего детства и отношений с братьями и сестрами на взаимодействие с нашими детьми?
  • Нужно ли, чтобы ребенок узнал, что такое собственность?
  • Почему важно придавать значение моменту, когда игрушки или мебель старшего ребенка при появлении младшего становятся общими?
  • Нужно ли ограничивать время ребенка на качелях, если уже выстроилась очередь из других желающих детей и недовольных родителей? Что делать маме в этих случаях?
  • Как состояние мамы влияет на желание ребенка качаться на качелях?
  • Какова роль детей и какова роль мам на общественных детских площадках?
  • Что скрывается за обидой мамы за своего ребенка?
  • Почему маме важно найти место, где она бы могла побыть наедине с собой и своими мыслями и чувствами?
Про братьев и сестер. Встреча 2
  • Как общаются дети между собой?
  • Есть ли у братьев и сестер конфликты?
  • Что делать, если в семье два абсолютно разных ребенка?
  • Что делать, если дети конфликтуют и "дружат" друг против друга?
  • Как влияют отношения родителей между собой как супругов на отношение братьев и сестер?
  • Как выстраивать отношения в семьях, где есть мачехи и отчимы? Что должны и чего не должны мачехи и отчимы?
  • Почему эмоциональное напряжение в паре отражается в первую очередь на старшем ребенке?
  • Что будет делать ребенок для того, чтобы родители не ругались между собой?
  • Кого еще, кроме детей, могут задействовать родители, если эмоциональное напряжение между ними продолжает расти?
  • Почему в семейной системе важно, кто первый в нее вошел, кто несет ответственность и принимает решения, кто больше отдает, а кто принимает?
  • Как может влиять на ситуацию в семье и отношения с детьми при наличии у мамы или папы предыдущих супругов?
  • Почему важно, закончен ли именно психологический развод между супругами (не юридический)?
  • На что будет влиять очередность появления детей в семье?
  • Как считать очередность детей при наличии предыдущих браков у родителей?
  • Как влияет на детей отношение родителей к своему предыдущему браку?
  • На каких детей транслируется чувство вины родителей?
  • Почему родителям важно принимать отца или мать своего ребенка, даже если они в разводе?
  • Почему для ребенка важно знать реальное количество детей в семье (в том числе количество абортов и внебрачных детей мамы и папы)?
  • Может ли человек, которого когда-то сильно любил один из родителей, но отношений с которым уже нет, остаться в семейной системе?
  • Может ли ребенок быть похож не на реального родителя, а на человека, которого когда-то любил один из родителей?
  • Как работают и как могут влиять на нашу жизнь треугольники эмоциональных связей?
  • Как семейные тайны могут повлиять на судьбу ребенка?
  • Как родительская самооценка может влиять на понимание проблем с детьми?
  • Как связаны агрессия и чувство вины?
  • Почему родителям важно не бояться узнать как можно больше про семейные отношения в своем роду и чем это может помочь их ребенку?
  • Почему родителям иногда полезно выйти из отношений с детьми?
  • Почему важно не вмешиваться в детские конфликты?
  • Чему учатся дети в процессе прохождения через конфликт?
  • Чем для мальчишек могут быть полезны драки?
  • Почему важно даже близнецов делать разными?
  • Почему родителям важно увидеть, зафиксировать и принять какие-то моменты в поведении ребенка, которые их раздражают?
  • О чем эти моменты могут сигнализировать?
  • Что такое горизонтальный обмен между детьми?
  • В чем особенность горизонтального обмена между братьями и сестрами?
  • почему говорить друг про друга с братьями и сестрами - самые конструктивные отношения, которые могут быть?
  • Как может повлиять на судьбу детей факт не взятия родителями родительского ресурса от их матерей и отцов?
  • Какой отпечаток на жизни будет откладывать знание ребенком своего "порядкового номера" в семье?
  • Что важно знать про детские игрушки?
  • Нужно ли стыдить ребенка за то, что он не хочет делиться или требовать, чтобы он не закрывал дверь в свою комнату?
  • Что делать, если бабушки и дедушки выбирают себе любимчика, выделяют только одного ребенка?
  • Какую информацию выделение бабушками или дедушками одного ребенка несет родителям?
Про братьев и сестер
  • Что может влиять на встроенный механизм ребенка, чтобы расти и развиваться?
  • Почему безусловное принятие так важно малышу для роста и развития?
  • Почему наличие физической мамы для ребенка важнее, чем пища?
  • Чем важен период активности ребенка (когда ему все нужно узнать, потрогать и всюду залезть) для его последующей жизни?
  • Какими фразами взрослый может блокировать активность ребенка, в том числе физическую?
  • Почему многие взрослые не знают, чего они хотят на самом деле и к чему это может привести?
  • Почему важно давать ребенку переформулировку с того, что нельзя на то, что можно?
  • Чем взрослый в процессе совершения выбора отличается от ребенка?
  • Где грань ответственности за себя и за ребенка?
  • В каких случаях ребенок несет эмоциональную ответственность за родителей и к чему может привести эмоциональная перегрузка ребенка?
  • В каких случаях и почему какая-то часть внутри нас может не вырасти и остаться ребенком?
  • К какому психическому возрасту относится привычка обижаться?
  • Почему фраза "я был таким послушным ребенком! Где посадили, там и сидел" может насторожить?
  • Как может проявиться во взрослом возрасте факт пеленания ребенка в детстве?
  • Что происходит с телом ребенка при физическом наказании?
  • Какой опыт не дает ребенку повзрослеть?
  • Каким образом взрослые могут помочь ребенку развиваться, становиться самостоятельным и взрослеть?
  • Почему важно поддерживать ребенка в его ошибках, а не критиковать за них?
  • В чем разница между штампом "неумеха" и фразой "у тебя не получилось вот это"?
  • Почему когда учитель кричит на одного ребенка, все остальные дети в классе могут испытывать страх и как это может повлиять на взрослую жизнь?
  • Какой должна быть критика?
  • За что родители часто критикуют своих детей?
  • Почему важно обратить внимание ребенка на то, что он умеет в своем возрасте и не умели вы в этом же возрасте?
  • Почему для ребенка важно иметь возможность высказать свое негативное отношение к ситуации, а не умалчивать и терпеть?
  • Как будут помогать ребенку опора и поддержка, которые были у него в детстве?
  • Каким образом можно помочь горю или печали выйти из ребенка?
  • Почему ребенку важно интегрировать социальный опыт отца чтобы повзрослеть?
  • Почему ребенку важно научиться говорить "нет"?
Как мне повзрослеть
  • Когда впервые ребенок совершает маленький шаг к взрослению.
  • Как помогает подростку то, что мама в детстве озвучивала ему эмоции и чувства, которые испытывались.
  • Почему считается, что подростковый период - это период, когда начинает расти личность и развивается душа.
  • Почему подростку важно научиться говорить "нет", в первую очередь родителям. И как это влияет на его дальнейшие отношения с внешним миром и партнером.
  • Чему еще мы говорим "да", когда мы говорим это обстоятельствам, которые приходят в нашу жизнь.
  • В чем польза того, что мы видим ситуацию как она есть, без искажений.
  • Какая часть нашей личности образовывается через фигуру отца.
  • Какую отличную от матери функцию выполняет отец.
  • Какие условия нужны ребенку для того, чтобы адаптироваться к внешнему миру, и что из этого может дать ему именно отец.
  • С какими сложностями сталкивается ребенок, если, по различным причинам, отец отсутствовал в его жизни. И почему тогда для него трудно подойти к теме взрослости.
  • Что происходит во взрослом возрасте, если в детстве на уровне тела есть опыт неприятия и невовлеченности взрослых в эмоциональные переживания ребенка.
  • Какой важный опыт может передать отец ребенку. И если этого не произошло в детстве, можем ли мы во взрослом возрасте проработать это самостоятельно.
  • Как можно сказать "да" своему отцу.
  • Почему важно вспомнить вклад родственников в нашу жизнь и благодарить за это.
  • Как опыт детства и реакции родителей могут повлиять на наши "взрослые" страхи перед определенными моментами нашей жизни.
  • Где искать причину того, что мы часто/ постоянно ощущаем внутреннюю усталость.
Как мне повзрослеть.
Встреча 2. Роль отца во взрослении ребенка.
  • С чем связано взросление?
  • Как найти способ, знания и навыки, которые помогут освоить различные задачи и стать взрослым?
  • Кто еще рождается вместе с рождением ребенка?
  • Помнит ли наше взрослое тело то, как быть настоящим ребенком?
  • Что может проявляться во время становления пары как родителей ребенка?
  • Почему плохо полностью отвергать материнские и отцовские фигуры внутри нас, если нам в них что-то не нравится?
  • Что дает ребенку материнский контейнер, материнская база?
  • Почему маме самой важно знать об эмоциях для того, чтобы помочь своему ребенку?
  • Почему прежде, чем стать родителями мужчине и женщине нужно освоить сначала супружеские роли?
  • Что нужно для того, чтобы взрослеть как мужчина и женщина?
  • Какой опыт вмещает в себя наше тело?
  • Почему иногда мы начинаем вести себя как наши родители, даже если не собирались так делать?
  • Что может стать блоком для ребенка в его последующих отношениях?
  • Что может замедлять развитие ребенка?
  • Почему отсутствие материнского тепла и любви делают ребенка еще более зависимым от матери?
  • Чему учит и что показывает ребенку отец?
  • Почему важно знать, учитывать и действовать в зависимости от индивидуальности ребенка?
  • Почему нехватку чего-то в нашем собственном детстве мы воспроизводим с нашим ребенком?
  • Почему ребенку важны прикосновения и объятия родителей?
  • Почему для мамы важно понимание своего собственного тела?
  • Почему мама не может быть и как мама, и как папа?
  • Как отпустить факт того, что ребенок что-то не добирает от папы?
  • Как перевести стрелку с того, чего вы с мужем не можете дать ребенку на то, что можете дать?
  • Почему важно видеть, как мужчина берет на себя ответственность?
  • Почему будут сложности со взрослением и ощущение, что опять не хватает сил на что-то, если с детства не восполнена материнская безусловная база?
  • Что нужно для переработки стресса?
  • Почему для взросления нужны обе части: материнская и отцовская?
  • Что делать, если были трудности с внешними мамой и папой?
  • Что нужно для того, чтобы произошло отделение ребенка от родителей?
  • Что может усложнить взросление ребенка, привести к внутренним конфликтам и даже травмам?
  • Почему ребенку не нужно присутствовать в наших родительских процессах?
  • Почему телу ребенка трудно расти, когда идет перегруженность эмоциями?
  • Почему важно не взваливать на ребенка груз ответственности за взрослого?
Как мне повзрослеть. Встреча 3. Использование своих возможностей. Стрессоустойчивость.
  • Как коммуникации в семье влияют на коммуникации с людьми во взрослом возрасте?
  • Какой обмен постоянно идет между партнерами?
  • Почему партнерам так важно до рождения ребенка наладить взаимодействие и научиться договариваться друг с другом?
  • Что такое горизонтальный обмен между партнерами? Возможен ли горизонтальный обмен при взаимодействии с ребенком?
  • Почему важно заново договариваться о том или ином взаимодействии при рождении каждого последующего ребенка?
  • Почему каждому члену семьи важно освоить индивидуальное взаимодействие с каждым членом семьи?
  • Влияет ли наше взаимодействие с родителями на взаимодействие со своими детьми?
  • Почему при создании семьи двумя людьми важно сказать "Да" не только формально в ЗАГСе? Чему еще мы должны сказать "Да", когда решаем стать семьей?
  • Почему важно, чтобы в отношениях каждый партнер мог сказать другому партнеру "Нет", там где нарушаются личные границы?
  • Почему договоренности о том, кто моет посуду, ходит в магазин и т.д. совсем не мелочи и что определяется в моменты установления таких договоренностей?
  • Чем комплементарный брак отличается от симметричного?
  • Почему так важно вовремя отследить момент, когда обмен между супругами начинает нарушаться?
  • Почему третий, даже самый близкий, человек не может способствовать решению конфликта между парой и почему в решении конфликтной ситуации не должно быть третьего человека?
  • Почему так важно определить, что общего есть у пары?
  • Что может быть объединяющей точкой в отношениях пары?
  • Могут ли родители ребенка психологически сами не вырасти и остаться на уровне подростков? Почему так происходит и к чему это может привести?
  • Почему важны все обстоятельства, в том числе эмоциональное состояние, происходившие вокруг родителей в момент зачатия ребенка?
  • Какая основная задача с точки зрения отношений есть у родителей после рождения ребенка?
  • как можно выявить свои проблемные зоны при взаимодействии с ребенком определенного возраста?
  • Какие есть две важные особенности в освоении родительских ролей?
  • Почему важно отслеживать, сколько времени остается у родителей на себя и на взаимодействие друг с другом после рождения ребенка?
  • Почему важно, чтобы братья и сестры научились взаимодействовать друг с другом?
  • Почему важно, чтобы взрослый не вмешивался в детские конфликты?
  • Почему так важно, чтобы было время, когда вся семья общается вместе?
Коммуникации "Мать - отец - ребенок"
  • Что такое благодарность?
  • Умеем ли мы благодарить детей, а не просто говорить им "спасибо"?
  • Выражаем ли мы ребенку благодарность за его действия?
  • Чем просьба отличается от требования?
  • За что можно благодарить ребенка?
  • Как наши эмоции и наша реакция на что-то может подкрепить поведение ребенка?
  • Что родители могут подкрепить в ребенке при помощи благодарности?
  • Что дает импульс для развития родителей, растящих маленьких детей?
  • За что нужно быть благодарным сложностям, возникающим в процессе воспитания ребенка?
  • За что нужно быть благодарным людям, которые нас окружают?
  • Что является обратной стороной благодарности?
  • Почему важно уметь принимать благодарность?
  • Как связано с благодарностью неумение человека просить о помощи и принимать ее?
  • Почему у человека может возникать сложность с тем, чтобы попросить о помощи или принять ее?
  • Что стоит за чувством стыда при благодарности?
  • Какой самый главный эффект благодарности?
  • Что происходит с нами во взрослом возрасте, если мама нас больше критиковала, чем хвалила?
  • Как можно "прогнать" своего внутреннего критика?
  • Почему так важно быть благодарным своим предкам?
  • Что мы даем людям, когда благодарим их?
Благодарность как жизненный ресурс
  • Где найти силы на то, чтобы адекватно реагировать на разное поведение и эмоции ребенка?
  • При каких условиях мы научаемся интегрировать в себя материнскую часть? Как это помогает нам в работе с эмоциями?
  • Почему нам так важно безусловное принятие, когда у нас заканчиваются внутренние ресурсы?
  • Почему человеку так важна внутренняя надежная база?
  • Что делать, если материнская база внутри не сформировалась?
  • Как восстанавливать свою целостность при постоянном нахождении с ребенком?
  • Почему мамам, постоянно сидящим с детьми, так важно общение со взрослыми людьми?
  • Почему для ребенка так важно взаимодействие с мимикой маминого лица?
  • Как паттерны привязанности, сформированные в первый год жизни, влияют на последующую жизнь?
  • Как связаны с нашими внутренними ресурсами эмоции, травматичные истории нашего детства и фигура нашей матери?
  • Что делать, если в детстве мама дала нам недостаточно тепла и любви?
  • Обязательно ли чувство любви транслируется только словами или есть другие способы?
  • Почему важно дать выйти чувству печали, если оно "сидит" в нас? Какую важную функцию выполняет печаль? Какой контакт нам важен, когда мы испытываем печаль?
  • Почему так важно уметь говорить "нет" даже близким людям?
  • Куда могут уходить наши внутренние ресурсы?
  • Что происходит, если в отношениях пары накапливается гнев?
  • Почему важно знать историю родственников? Как наши личные ресурсы могут быть связаны с ресурсами людей, которых уже нет?
  • На что обращать внимание в биографии родственников для того, чтобы найти ресурсные фигуры в роду?
Источники Энергии
  • Что происходит, если мы не отдаем себе отчет или не озвучиваем эмоции, которые испытываем?
  • Что происходит, если мы не отделяем свои эмоции от эмоций других людей?
  • Как мы можем помешать ребенку испытывать свои собственные эмоции и научиться их определять?
  • В каком случае у ребенка может возникнуть блок на радость, который может проявиться во взрослой жизни?
  • Как вообще происходит блокировка (схлопывание) эмоций?
  • Способно ли наше тело запоминать стрессовые моменты?
  • Что такое "загруженная мама" и чем она отличается от просто мамы?
  • Что происходит с нашими желаниями и чувствами в тот момент, когда мы исполняем желания других людей? Каким образом это влияет на истощение нашего внутреннего ресурса, в том числе, материнского?
  • Что происходит с мамой, которая опустошена?
  • Какой основной страх практически всех людей?
  • Как правила, установленные между супругами в первый год совместной жизни, влияют на жизнь последующую?
  • Какие маркеры свидетельствуют об отсутствии уважения?
  • Почему важно смотреть на систему отношений своих родителей?
  • Какие 5 базовых чувств может испытывать человек?
  • Как разделить чувства и эмоции?
  • Как можно помочь близкому человеку прожить его эмоции?
  • Как помочь ребенку или мужу расслабиться в стрессовой ситуации?
  • Почему так важно дать ребенку пройти через свой собственный опыт?
  • Как смотреть на ребенка, когда ему больно?
  • Как картинка события в нашей голове может повлиять на ход его действия?
  • Как эмоции матери влияют на фиксацию ребенка на том или ином событии?
  • Какая практика может помочь уменьшить градус эмоций партнера во время ситуации стресса (опасности)?
  • Какая практика может помочь расслабиться?
  • В чем причины злости ребенка? Какими должны быть действия мамы для того, чтобы ребенка понять?
  • Чем можно лишь подкрепить злость ребенка?
  • Как наша реакция на что-то может блокировать наши эмоции?
  • Как понять и помочь родителям прожить эмоции?
  • Как с помощью позы можно стабилизировать состояние человека?
  • Почему стабильное состояние так важно?
Как поддерживать в себе состояние наполненности. Источники энергии.
  • Как связаны данные ребенка, его способности, действия с уважением?
    В чем это может быть выражено для маленького ребенка?
  • Когда появляется уважение в семье?
  • Как мы считываем 95% информации?
  • Могут ли сосуществовать критика и уважение?
  • Как опыт поколений может повлиять на ощущение человека себя униженным?
  • Какие тексты влияют на формирование уважения и самооценки ребенка и взрослого, в чем особенность мальчиков и девочек?
  • Почему важно говорить ребенку, что он для нас значим?
  • За что не должен нести ответственность ребенок?
  • Какой выбор является непосильным для ребенка?
  • Почему уважение к родителям влияет на всю семью?
  • Как отношения со своими собственными родителями влияют на отношения с детьми?
  • Почему игнорирование - самое сильное наказание для ребенка и как это на нем сказывается?
  • Почему страх не оставляет место уважению?
  • Где в нашем теле находится зона идентичности и как она связана с достоинством и уважением?
  • Как изменив положение тела можно восстановить свое достоинство?
  • Почему важно в первый год жизни ребенка уважать его и себя?
  • От чего может разрушиться часть личности ребенка?
  • Почему важно видеть своего внутреннего ребенка и как с ним говорить?
  • Почему нельзя игнорировать ребенка ради его послушания?
  • Почему свое неуважение к жене мужчина будет транслировать на дочь?
  • Какое лицо показывает человек в стрессовой ситуации?
  • Как можно реализовать свою эмоциональность?
  • Реальные ли эмоции вызывает у нас человек, провоцирующий нас на скандал?
  • Что такое эмоциональные границы?
  • Какой эмоциональный баланс нужно передать ребенку и что сделать для того, чтобы не передавать того, что передавать не хочется?
  • Как сформировать внутреннюю материнскую фигуру?
  • Почему важно придавать значение эмоциональному общению? Как это связано с признанием и уважением?
  • Почему нельзя отдавать все свои эмоции партнеру?
Уважение в семье
  • Где взять ресурсы для занятий и общения с детьми?
  • Почему важно вернуться в начало того, как вы стали матерью или отцом?
  • Какие могут быть блокировки для становления матерью?
  • Почему важно интегрировать часть вашей собственной матери внутрь себя?
  • Почему важно принимать, а не отвергать негативные модели поведения собственной матери?
  • Почему мы часто повторяем стратегии поведения наших родителей, даже если сознательно не собирались этого делать?
  • Почему важен хороший контакт со своим внутренним ребенком?
  • Как можно поменять интегрированную в нас модель поведения наших родителей?
  • Основные функции отца и матери? И в чем разница между ними?
  • Можно ли не любить своего ребенка?
  • Что такое любовь к ребенку с точки зрения материнской функции?
  • Что означает безусловное принятие ребенка и как научиться это делать?
  • Что нужно для того, чтобы контейнировать чувства ребенка и что значит - быть контейнером для его чувств?
  • Каким образом можно получить доступ к глубокому пониманию ребенка (внешнего и внутреннего)?
  • Почему не нужно ставить ребенка в угол?
  • Что делают дети, если у мамы закончился материнский ресурс?
  • Как взрослый может помешать ребенку научиться справляться со своими эмоциями?
  • Как сформировать у ребенка высокую самооценку?
  • Почему при критике ребенка перестает работать материнская функция?
  • Что делать с функционалами матери и отца, если женщина воспитывает ребенка одна?
  • Как связано уважение к матери (женщины) с уважением к отцу (мужчине)?
  • Как неуважение к матери партнера влияет на отношения между супругами?
  • Почему важно не игнорировать и уважать себя?
Ресурс родителей
  • На этой встрече Елена рассказывала, чем нуклеарная (ядерная) семья отличается от расширенной и почему в наше время первая популярнее второй?
  • В какой момент создается эмоциональная супружеская система?
  • Зачем в системе взаимоотношений нужна иерархия?
  • Могут ли одни и те же люди в супружеской паре носить совершенно разные роли?
  • Почему супружеская система важнее родительской? И почему нельзя ставить детей на первое место?
  • Как долго сохраняется эмоциональная связь, возникшая между мужчиной и женщиной, и как ее восстановить?
  • Какое количество эмоциональных связей может образовываться в семейной системе?
  • Что стоит за конфликтом родителей по поводу детей?
  • Почему так важна сепарация от родителей?
  • Почему не нужно стремиться быть идеальной матерью, и как быть «достаточно хорошей» матерью?
  • Также Елена подняла тему развода: сколько длится психологический и эмоциональный развод? Как сделать, чтобы более благополучно его пережить для всей семейной системы? Как это может влиять на ребенка?
  • Как правильно прожить боль расставания?
  • Можно ли создавать новую систему сразу после разрушения старой?
  • Могут ли мачехи и отчимы выполнять роль мамы и папы ребенка?
  • Имеет ли значение порядок рождения детей? В чем особенность двойняшек и близняшек?
  • О чем говорят конфликты детей и их "борьба за власть"? Что они отражают?
Иерархия семьи
  • Для чего нужен договор о правилах во время изоляции, когда физическая и социальная дистанции сокращаются?
  • Какой инструмент самый лучший для стабилизации состояния мамы в период изоляции?
  • Почему наше тело — первое, что страдает в стрессовой ситуации, какую роль выполняет внутренний наблюдатель и как его активировать?
  • Как блоки в теле могут влиять на блокировки в мозге?
  • Кто кричит внутри нас в стрессовой ситуации: мы сами или наш внутренний ребенок и почему?
  • Почему наша позиция «все для ребенка» может негативно влиять на его поведение и даже здоровье?
  • Почему нецелесообразно быть детоцентрированной семьей и правда ли, что контакт между супругами важнее, чем контакт с ребенком?
  • Чем забота о детях отличается от «цепляния» за детей?
  • Какой ключевой навык необходимо приобрести в стрессовой ситуации?
  • Почему важно признать, что мы чего-то боимся, а не отвергать страх?
  • Почему важен гнев?
  • Как оставаться в ресурсном состоянии в условиях самоизоляции?
Спокойствие во время изоляции