С психологом Еленой Благовой мы обсуждаем различные актуальные темы: родительско-детские отношения, законы рода, межпоколенческие отношения и отношения в паре, личностный рост и развитие, отношение к себе и окружающим, коммуникация в семье и социуме; темы любви, уважения, доверия, благодарности, прощения… Все, что будет для вас важно и актуально.
Елена - опытный семейный и антикризисный психолог, член Международной Академии естественных наук (г. Ганновер) с 2008 г., преподаватель прикладной психологии и психотерапии, член Общества эмоционально-фокусированных терапевтов ICEEFT. Она поддерживала наше школьное сообщество во время изоляции 2020 года, провела ряд вебинаров и индивидуальных встреч.
о семейной системе и ее возможностях для развития;
как влияют семейные сценарии родителей, а также бабушек и дедушек на детей и внуков;
как семейные сценарии могут проявляться (например, при выборе детьми будущих партнеров, в трудностях в поведении, учебе или работе, психосоматических заболеваниях);
какие есть возможности обнаружить эти сценарии и трансформировать их;
о ресурсах, которые заложены в семейной системе.
Встреча длится полтора часа, из них последние полчаса Елена отвечает на вопросы родителей.
Кому нужно, чтобы игрушки были общими? Зачем они нужны?
Есть ли цель у общих игрушек?
Нужно ли вмешиваться в ссоры детей из-за игрушек?
Для чего нужно внимательно исследовать коробку игрушек ребенка?
Что нужно проанализировать при разборе игрушек ребенка?
Для чего нужно проанализировать, что из игрушек больше всего предпочитает ребенок? Одинаковые ли предпочтения у каждого из детей?
Для чего важно знать вкус ребенка в игре, и какой тип игры предпочитает ребенок?
Что поощряют родители, покупая определенный типаж игрушек?
Какой сюжет поддерживают родители, вмешиваясь в отношения детей, и как это связано с их собственным детством?
Как через игрушки можно способствовать приобретению детьми навыков взаимодействия?
Если родители вмешиваются в отношения детей, как они поощряют и усиливают определенный способ взаимодействия между ними?
Какую цель преследуют родители, задаривая ребенка игрушками?
Как влияет опыт нашего детства и отношений с братьями и сестрами на взаимодействие с нашими детьми?
Нужно ли, чтобы ребенок узнал, что такое собственность?
Почему важно придавать значение моменту, когда игрушки или мебель старшего ребенка при появлении младшего становятся общими?
Нужно ли ограничивать время ребенка на качелях, если уже выстроилась очередь из других желающих детей и недовольных родителей? Что делать маме в этих случаях?
Как состояние мамы влияет на желание ребенка качаться на качелях?
Какова роль детей и какова роль мам на общественных детских площадках?
Что скрывается за обидой мамы за своего ребенка?
Почему маме важно найти место, где она бы могла побыть наедине с собой и своими мыслями и чувствами?
Когда впервые ребенок совершает маленький шаг к взрослению.
Как помогает подростку то, что мама в детстве озвучивала ему эмоции и чувства, которые испытывались.
Почему считается, что подростковый период - это период, когда начинает расти личность и развивается душа.
Почему подростку важно научиться говорить "нет", в первую очередь родителям. И как это влияет на его дальнейшие отношения с внешним миром и партнером.
Чему еще мы говорим "да", когда мы говорим это обстоятельствам, которые приходят в нашу жизнь.
В чем польза того, что мы видим ситуацию как она есть, без искажений.
Какая часть нашей личности образовывается через фигуру отца.
Какую отличную от матери функцию выполняет отец.
Какие условия нужны ребенку для того, чтобы адаптироваться к внешнему миру, и что из этого может дать ему именно отец.
С какими сложностями сталкивается ребенок, если, по различным причинам, отец отсутствовал в его жизни. И почему тогда для него трудно подойти к теме взрослости.
Что происходит во взрослом возрасте, если в детстве на уровне тела есть опыт неприятия и невовлеченности взрослых в эмоциональные переживания ребенка.
Какой важный опыт может передать отец ребенку. И если этого не произошло в детстве, можем ли мы во взрослом возрасте проработать это самостоятельно.
Как можно сказать "да" своему отцу.
Почему важно вспомнить вклад родственников в нашу жизнь и благодарить за это.
Как опыт детства и реакции родителей могут повлиять на наши "взрослые" страхи перед определенными моментами нашей жизни.
Где искать причину того, что мы часто/ постоянно ощущаем внутреннюю усталость.
Как мне повзрослеть.
Встреча 2. Роль отца во взрослении ребенка.
Как коммуникации в семье влияют на коммуникации с людьми во взрослом возрасте?
Какой обмен постоянно идет между партнерами?
Почему партнерам так важно до рождения ребенка наладить взаимодействие и научиться договариваться друг с другом?
Что такое горизонтальный обмен между партнерами? Возможен ли горизонтальный обмен при взаимодействии с ребенком?
Почему важно заново договариваться о том или ином взаимодействии при рождении каждого последующего ребенка?
Почему каждому члену семьи важно освоить индивидуальное взаимодействие с каждым членом семьи?
Влияет ли наше взаимодействие с родителями на взаимодействие со своими детьми?
Почему при создании семьи двумя людьми важно сказать "Да" не только формально в ЗАГСе? Чему еще мы должны сказать "Да", когда решаем стать семьей?
Почему важно, чтобы в отношениях каждый партнер мог сказать другому партнеру "Нет", там где нарушаются личные границы?
Почему договоренности о том, кто моет посуду, ходит в магазин и т.д. совсем не мелочи и что определяется в моменты установления таких договоренностей?
Чем комплементарный брак отличается от симметричного?
Почему так важно вовремя отследить момент, когда обмен между супругами начинает нарушаться?
Почему третий, даже самый близкий, человек не может способствовать решению конфликта между парой и почему в решении конфликтной ситуации не должно быть третьего человека?
Почему так важно определить, что общего есть у пары?
Что может быть объединяющей точкой в отношениях пары?
Могут ли родители ребенка психологически сами не вырасти и остаться на уровне подростков? Почему так происходит и к чему это может привести?
Почему важны все обстоятельства, в том числе эмоциональное состояние, происходившие вокруг родителей в момент зачатия ребенка?
Какая основная задача с точки зрения отношений есть у родителей после рождения ребенка?
как можно выявить свои проблемные зоны при взаимодействии с ребенком определенного возраста?
Какие есть две важные особенности в освоении родительских ролей?
Почему важно отслеживать, сколько времени остается у родителей на себя и на взаимодействие друг с другом после рождения ребенка?
Почему важно, чтобы братья и сестры научились взаимодействовать друг с другом?
Почему важно, чтобы взрослый не вмешивался в детские конфликты?
Почему так важно, чтобы было время, когда вся семья общается вместе?
Где найти силы на то, чтобы адекватно реагировать на разное поведение и эмоции ребенка?
При каких условиях мы научаемся интегрировать в себя материнскую часть? Как это помогает нам в работе с эмоциями?
Почему нам так важно безусловное принятие, когда у нас заканчиваются внутренние ресурсы?
Почему человеку так важна внутренняя надежная база?
Что делать, если материнская база внутри не сформировалась?
Как восстанавливать свою целостность при постоянном нахождении с ребенком?
Почему мамам, постоянно сидящим с детьми, так важно общение со взрослыми людьми?
Почему для ребенка так важно взаимодействие с мимикой маминого лица?
Как паттерны привязанности, сформированные в первый год жизни, влияют на последующую жизнь?
Как связаны с нашими внутренними ресурсами эмоции, травматичные истории нашего детства и фигура нашей матери?
Что делать, если в детстве мама дала нам недостаточно тепла и любви?
Обязательно ли чувство любви транслируется только словами или есть другие способы?
Почему важно дать выйти чувству печали, если оно "сидит" в нас? Какую важную функцию выполняет печаль? Какой контакт нам важен, когда мы испытываем печаль?
Почему так важно уметь говорить "нет" даже близким людям?
Куда могут уходить наши внутренние ресурсы?
Что происходит, если в отношениях пары накапливается гнев?
Почему важно знать историю родственников? Как наши личные ресурсы могут быть связаны с ресурсами людей, которых уже нет?
На что обращать внимание в биографии родственников для того, чтобы найти ресурсные фигуры в роду?
Что происходит, если мы не отдаем себе отчет или не озвучиваем эмоции, которые испытываем?
Что происходит, если мы не отделяем свои эмоции от эмоций других людей?
Как мы можем помешать ребенку испытывать свои собственные эмоции и научиться их определять?
В каком случае у ребенка может возникнуть блок на радость, который может проявиться во взрослой жизни?
Как вообще происходит блокировка (схлопывание) эмоций?
Способно ли наше тело запоминать стрессовые моменты?
Что такое "загруженная мама" и чем она отличается от просто мамы?
Что происходит с нашими желаниями и чувствами в тот момент, когда мы исполняем желания других людей? Каким образом это влияет на истощение нашего внутреннего ресурса, в том числе, материнского?
Что происходит с мамой, которая опустошена?
Какой основной страх практически всех людей?
Как правила, установленные между супругами в первый год совместной жизни, влияют на жизнь последующую?
Какие маркеры свидетельствуют об отсутствии уважения?
Почему важно смотреть на систему отношений своих родителей?
Какие 5 базовых чувств может испытывать человек?
Как разделить чувства и эмоции?
Как можно помочь близкому человеку прожить его эмоции?
Как помочь ребенку или мужу расслабиться в стрессовой ситуации?
Почему так важно дать ребенку пройти через свой собственный опыт?
Как смотреть на ребенка, когда ему больно?
Как картинка события в нашей голове может повлиять на ход его действия?
Как эмоции матери влияют на фиксацию ребенка на том или ином событии?
Какая практика может помочь уменьшить градус эмоций партнера во время ситуации стресса (опасности)?
Какая практика может помочь расслабиться?
В чем причины злости ребенка? Какими должны быть действия мамы для того, чтобы ребенка понять?
Чем можно лишь подкрепить злость ребенка?
Как наша реакция на что-то может блокировать наши эмоции?
Как понять и помочь родителям прожить эмоции?
Как с помощью позы можно стабилизировать состояние человека?
Почему стабильное состояние так важно?
Как поддерживать в себе состояние наполненности. Источники энергии.
На этой встрече Елена рассказывала, чем нуклеарная (ядерная) семья отличается от расширенной и почему в наше время первая популярнее второй?
В какой момент создается эмоциональная супружеская система?
Зачем в системе взаимоотношений нужна иерархия?
Могут ли одни и те же люди в супружеской паре носить совершенно разные роли?
Почему супружеская система важнее родительской? И почему нельзя ставить детей на первое место?
Как долго сохраняется эмоциональная связь, возникшая между мужчиной и женщиной, и как ее восстановить?
Какое количество эмоциональных связей может образовываться в семейной системе?
Что стоит за конфликтом родителей по поводу детей?
Почему так важна сепарация от родителей?
Почему не нужно стремиться быть идеальной матерью, и как быть «достаточно хорошей» матерью?
Также Елена подняла тему развода: сколько длится психологический и эмоциональный развод? Как сделать, чтобы более благополучно его пережить для всей семейной системы? Как это может влиять на ребенка?
Как правильно прожить боль расставания?
Можно ли создавать новую систему сразу после разрушения старой?
Могут ли мачехи и отчимы выполнять роль мамы и папы ребенка?
Имеет ли значение порядок рождения детей? В чем особенность двойняшек и близняшек?
О чем говорят конфликты детей и их "борьба за власть"? Что они отражают?