Психология семьи
С психологом Еленой Благовой мы обсуждаем различные актуальные темы: родительско-детские отношения, законы рода, межпоколенческие отношения и отношения в паре, личностный рост и развитие, отношение к себе и окружающим, коммуникация в семье и социуме; темы любви, уважения, доверия, благодарности, прощения… Все, что будет для вас важно и актуально.

Елена - опытный семейный и антикризисный психолог, член Международной Академии естественных наук (г. Ганновер) с 2008 г., преподаватель прикладной психологии и психотерапии, член Общества эмоционально-фокусированных терапевтов ICEEFT. Она поддерживала наше школьное сообщество во время изоляции 2020 года, провела ряд вебинаров и индивидуальных встреч.


Несколько детей в семмье
Семейная система
Про братьев и сестер
Про братьев и сестер. Встреча 2
Как мне повзрослеть
Как мне повзрослеть. Встреча 2. Роль отца во взрослении ребенка
Как мне повзрослеть. Встреча 3. Использование своих возможностей. Стрессоустойчивость
Коммуникации
Благодарность как жизненный ресурс
Источники Энергии
Как поддерживать в себе состояние наполненности. Источники энергии
Уважение в семье
Ресурс родителей
Иерархия семьи
Спокойствие во время изоляции
На вебинаре мы обсудим актуальные для многих семей вопросы:
  • если у вас в семье уже двое или больше детей, как жить в мире и любви, без ревности и ссор;
    как обеспечить каждому ребенку психологический комфорт;
  • как найти время для каждого ребёнка, и при этом самому не падать от усталости
и многое другое.


Несколько детей в семье
На встрече мы говорим:

  • о семейной системе и ее возможностях для развития;
  • как влияют семейные сценарии родителей, а также бабушек и дедушек на детей и внуков;
  • как семейные сценарии могут проявляться (например, при выборе детьми будущих партнеров, в трудностях в поведении, учебе или работе, психосоматических заболеваниях);
  • какие есть возможности обнаружить эти сценарии и трансформировать их;
  • о ресурсах, которые заложены в семейной системе.

Встреча длится полтора часа, из них последние полчаса Елена отвечает на вопросы родителей.

Семейная система
  • Как делить игрушки между детьми?
  • Как поступать с общими игрушками, если они есть?
  • Кому нужно, чтобы игрушки были общими? Зачем они нужны?
  • Есть ли цель у общих игрушек?
  • Нужно ли вмешиваться в ссоры детей из-за игрушек?
  • Для чего нужно внимательно исследовать коробку игрушек ребенка?
  • Что нужно проанализировать при разборе игрушек ребенка?
  • Для чего нужно проанализировать, что из игрушек больше всего предпочитает ребенок? Одинаковые ли предпочтения у каждого из детей?
  • Для чего важно знать вкус ребенка в игре, и какой тип игры предпочитает ребенок?
  • Что поощряют родители, покупая определенный типаж игрушек?
  • Какой сюжет поддерживают родители, вмешиваясь в отношения детей, и как это связано с их собственным детством?
  • Как через игрушки можно способствовать приобретению детьми навыков взаимодействия?
  • Если родители вмешиваются в отношения детей, как они поощряют и усиливают определенный способ взаимодействия между ними?
  • Какую цель преследуют родители, задаривая ребенка игрушками?
  • Как влияет опыт нашего детства и отношений с братьями и сестрами на взаимодействие с нашими детьми?
  • Нужно ли, чтобы ребенок узнал, что такое собственность?
  • Почему важно придавать значение моменту, когда игрушки или мебель старшего ребенка при появлении младшего становятся общими?
  • Нужно ли ограничивать время ребенка на качелях, если уже выстроилась очередь из других желающих детей и недовольных родителей? Что делать маме в этих случаях?
  • Как состояние мамы влияет на желание ребенка качаться на качелях?
  • Какова роль детей и какова роль мам на общественных детских площадках?
  • Что скрывается за обидой мамы за своего ребенка?
  • Почему маме важно найти место, где она бы могла побыть наедине с собой и своими мыслями и чувствами?
Про братьев и сестер. Встреча 2
  • Как общаются дети между собой?
  • Есть ли у братьев и сестер конфликты?
  • Что делать, если в семье два абсолютно разных ребенка?
  • Что делать, если дети конфликтуют и "дружат" друг против друга?
  • Как влияют отношения родителей между собой как супругов на отношение братьев и сестер?
  • Как выстраивать отношения в семьях, где есть мачехи и отчимы? Что должны и чего не должны мачехи и отчимы?
  • Почему эмоциональное напряжение в паре отражается в первую очередь на старшем ребенке?
  • Что будет делать ребенок для того, чтобы родители не ругались между собой?
  • Кого еще, кроме детей, могут задействовать родители, если эмоциональное напряжение между ними продолжает расти?
  • Почему в семейной системе важно, кто первый в нее вошел, кто несет ответственность и принимает решения, кто больше отдает, а кто принимает?
  • Как может влиять на ситуацию в семье и отношения с детьми при наличии у мамы или папы предыдущих супругов?
  • Почему важно, закончен ли именно психологический развод между супругами (не юридический)?
  • На что будет влиять очередность появления детей в семье?
  • Как считать очередность детей при наличии предыдущих браков у родителей?
  • Как влияет на детей отношение родителей к своему предыдущему браку?
  • На каких детей транслируется чувство вины родителей?
  • Почему родителям важно принимать отца или мать своего ребенка, даже если они в разводе?
  • Почему для ребенка важно знать реальное количество детей в семье (в том числе количество абортов и внебрачных детей мамы и папы)?
  • Может ли человек, которого когда-то сильно любил один из родителей, но отношений с которым уже нет, остаться в семейной системе?
  • Может ли ребенок быть похож не на реального родителя, а на человека, которого когда-то любил один из родителей?
  • Как работают и как могут влиять на нашу жизнь треугольники эмоциональных связей?
  • Как семейные тайны могут повлиять на судьбу ребенка?
  • Как родительская самооценка может влиять на понимание проблем с детьми?
  • Как связаны агрессия и чувство вины?
  • Почему родителям важно не бояться узнать как можно больше про семейные отношения в своем роду и чем это может помочь их ребенку?
  • Почему родителям иногда полезно выйти из отношений с детьми?
  • Почему важно не вмешиваться в детские конфликты?
  • Чему учатся дети в процессе прохождения через конфликт?
  • Чем для мальчишек могут быть полезны драки?
  • Почему важно даже близнецов делать разными?
  • Почему родителям важно увидеть, зафиксировать и принять какие-то моменты в поведении ребенка, которые их раздражают?
  • О чем эти моменты могут сигнализировать?
  • Что такое горизонтальный обмен между детьми?
  • В чем особенность горизонтального обмена между братьями и сестрами?
  • почему говорить друг про друга с братьями и сестрами - самые конструктивные отношения, которые могут быть?
  • Как может повлиять на судьбу детей факт не взятия родителями родительского ресурса от их матерей и отцов?
  • Какой отпечаток на жизни будет откладывать знание ребенком своего "порядкового номера" в семье?
  • Что важно знать про детские игрушки?
  • Нужно ли стыдить ребенка за то, что он не хочет делиться или требовать, чтобы он не закрывал дверь в свою комнату?
  • Что делать, если бабушки и дедушки выбирают себе любимчика, выделяют только одного ребенка?
  • Какую информацию выделение бабушками или дедушками одного ребенка несет родителям?
Про братьев и сестер
  • Что может влиять на встроенный механизм ребенка, чтобы расти и развиваться?
  • Почему безусловное принятие так важно малышу для роста и развития?
  • Почему наличие физической мамы для ребенка важнее, чем пища?
  • Чем важен период активности ребенка (когда ему все нужно узнать, потрогать и всюду залезть) для его последующей жизни?
  • Какими фразами взрослый может блокировать активность ребенка, в том числе физическую?
  • Почему многие взрослые не знают, чего они хотят на самом деле и к чему это может привести?
  • Почему важно давать ребенку переформулировку с того, что нельзя на то, что можно?
  • Чем взрослый в процессе совершения выбора отличается от ребенка?
  • Где грань ответственности за себя и за ребенка?
  • В каких случаях ребенок несет эмоциональную ответственность за родителей и к чему может привести эмоциональная перегрузка ребенка?
  • В каких случаях и почему какая-то часть внутри нас может не вырасти и остаться ребенком?
  • К какому психическому возрасту относится привычка обижаться?
  • Почему фраза "я был таким послушным ребенком! Где посадили, там и сидел" может насторожить?
  • Как может проявиться во взрослом возрасте факт пеленания ребенка в детстве?
  • Что происходит с телом ребенка при физическом наказании?
  • Какой опыт не дает ребенку повзрослеть?
  • Каким образом взрослые могут помочь ребенку развиваться, становиться самостоятельным и взрослеть?
  • Почему важно поддерживать ребенка в его ошибках, а не критиковать за них?
  • В чем разница между штампом "неумеха" и фразой "у тебя не получилось вот это"?
  • Почему когда учитель кричит на одного ребенка, все остальные дети в классе могут испытывать страх и как это может повлиять на взрослую жизнь?
  • Какой должна быть критика?
  • За что родители часто критикуют своих детей?
  • Почему важно обратить внимание ребенка на то, что он умеет в своем возрасте и не умели вы в этом же возрасте?
  • Почему для ребенка важно иметь возможность высказать свое негативное отношение к ситуации, а не умалчивать и терпеть?
  • Как будут помогать ребенку опора и поддержка, которые были у него в детстве?
  • Каким образом можно помочь горю или печали выйти из ребенка?
  • Почему ребенку важно интегрировать социальный опыт отца чтобы повзрослеть?
  • Почему ребенку важно научиться говорить "нет"?
Как мне повзрослеть
  • Когда впервые ребенок совершает маленький шаг к взрослению.
  • Как помогает подростку то, что мама в детстве озвучивала ему эмоции и чувства, которые испытывались.
  • Почему считается, что подростковый период - это период, когда начинает расти личность и развивается душа.
  • Почему подростку важно научиться говорить "нет", в первую очередь родителям. И как это влияет на его дальнейшие отношения с внешним миром и партнером.
  • Чему еще мы говорим "да", когда мы говорим это обстоятельствам, которые приходят в нашу жизнь.
  • В чем польза того, что мы видим ситуацию как она есть, без искажений.
  • Какая часть нашей личности образовывается через фигуру отца.
  • Какую отличную от матери функцию выполняет отец.
  • Какие условия нужны ребенку для того, чтобы адаптироваться к внешнему миру, и что из этого может дать ему именно отец.
  • С какими сложностями сталкивается ребенок, если, по различным причинам, отец отсутствовал в его жизни. И почему тогда для него трудно подойти к теме взрослости.
  • Что происходит во взрослом возрасте, если в детстве на уровне тела есть опыт неприятия и невовлеченности взрослых в эмоциональные переживания ребенка.
  • Какой важный опыт может передать отец ребенку. И если этого не произошло в детстве, можем ли мы во взрослом возрасте проработать это самостоятельно.
  • Как можно сказать "да" своему отцу.
  • Почему важно вспомнить вклад родственников в нашу жизнь и благодарить за это.
  • Как опыт детства и реакции родителей могут повлиять на наши "взрослые" страхи перед определенными моментами нашей жизни.
  • Где искать причину того, что мы часто/ постоянно ощущаем внутреннюю усталость.
Как мне повзрослеть.
Встреча 2. Роль отца во взрослении ребенка.
  • С чем связано взросление?
  • Как найти способ, знания и навыки, которые помогут освоить различные задачи и стать взрослым?
  • Кто еще рождается вместе с рождением ребенка?
  • Помнит ли наше взрослое тело то, как быть настоящим ребенком?
  • Что может проявляться во время становления пары как родителей ребенка?
  • Почему плохо полностью отвергать материнские и отцовские фигуры внутри нас, если нам в них что-то не нравится?
  • Что дает ребенку материнский контейнер, материнская база?
  • Почему маме самой важно знать об эмоциях для того, чтобы помочь своему ребенку?
  • Почему прежде, чем стать родителями мужчине и женщине нужно освоить сначала супружеские роли?
  • Что нужно для того, чтобы взрослеть как мужчина и женщина?
  • Какой опыт вмещает в себя наше тело?
  • Почему иногда мы начинаем вести себя как наши родители, даже если не собирались так делать?
  • Что может стать блоком для ребенка в его последующих отношениях?
  • Что может замедлять развитие ребенка?
  • Почему отсутствие материнского тепла и любви делают ребенка еще более зависимым от матери?
  • Чему учит и что показывает ребенку отец?
  • Почему важно знать, учитывать и действовать в зависимости от индивидуальности ребенка?
  • Почему нехватку чего-то в нашем собственном детстве мы воспроизводим с нашим ребенком?
  • Почему ребенку важны прикосновения и объятия родителей?
  • Почему для мамы важно понимание своего собственного тела?
  • Почему мама не может быть и как мама, и как папа?
  • Как отпустить факт того, что ребенок что-то не добирает от папы?
  • Как перевести стрелку с того, чего вы с мужем не можете дать ребенку на то, что можете дать?
  • Почему важно видеть, как мужчина берет на себя ответственность?
  • Почему будут сложности со взрослением и ощущение, что опять не хватает сил на что-то, если с детства не восполнена материнская безусловная база?
  • Что нужно для переработки стресса?
  • Почему для взросления нужны обе части: материнская и отцовская?
  • Что делать, если были трудности с внешними мамой и папой?
  • Что нужно для того, чтобы произошло отделение ребенка от родителей?
  • Что может усложнить взросление ребенка, привести к внутренним конфликтам и даже травмам?
  • Почему ребенку не нужно присутствовать в наших родительских процессах?
  • Почему телу ребенка трудно расти, когда идет перегруженность эмоциями?
  • Почему важно не взваливать на ребенка груз ответственности за взрослого?
Как мне повзрослеть. Встреча 3. Использование своих возможностей. Стрессоустойчивость.
  • Как коммуникации в семье влияют на коммуникации с людьми во взрослом возрасте?
  • Какой обмен постоянно идет между партнерами?
  • Почему партнерам так важно до рождения ребенка наладить взаимодействие и научиться договариваться друг с другом?
  • Что такое горизонтальный обмен между партнерами? Возможен ли горизонтальный обмен при взаимодействии с ребенком?
  • Почему важно заново договариваться о том или ином взаимодействии при рождении каждого последующего ребенка?
  • Почему каждому члену семьи важно освоить индивидуальное взаимодействие с каждым членом семьи?
  • Влияет ли наше взаимодействие с родителями на взаимодействие со своими детьми?
  • Почему при создании семьи двумя людьми важно сказать "Да" не только формально в ЗАГСе? Чему еще мы должны сказать "Да", когда решаем стать семьей?
  • Почему важно, чтобы в отношениях каждый партнер мог сказать другому партнеру "Нет", там где нарушаются личные границы?
  • Почему договоренности о том, кто моет посуду, ходит в магазин и т.д. совсем не мелочи и что определяется в моменты установления таких договоренностей?
  • Чем комплементарный брак отличается от симметричного?
  • Почему так важно вовремя отследить момент, когда обмен между супругами начинает нарушаться?
  • Почему третий, даже самый близкий, человек не может способствовать решению конфликта между парой и почему в решении конфликтной ситуации не должно быть третьего человека?
  • Почему так важно определить, что общего есть у пары?
  • Что может быть объединяющей точкой в отношениях пары?
  • Могут ли родители ребенка психологически сами не вырасти и остаться на уровне подростков? Почему так происходит и к чему это может привести?
  • Почему важны все обстоятельства, в том числе эмоциональное состояние, происходившие вокруг родителей в момент зачатия ребенка?
  • Какая основная задача с точки зрения отношений есть у родителей после рождения ребенка?
  • как можно выявить свои проблемные зоны при взаимодействии с ребенком определенного возраста?
  • Какие есть две важные особенности в освоении родительских ролей?
  • Почему важно отслеживать, сколько времени остается у родителей на себя и на взаимодействие друг с другом после рождения ребенка?
  • Почему важно, чтобы братья и сестры научились взаимодействовать друг с другом?
  • Почему важно, чтобы взрослый не вмешивался в детские конфликты?
  • Почему так важно, чтобы было время, когда вся семья общается вместе?
Коммуникации "Мать - отец - ребенок"
  • Что такое благодарность?
  • Умеем ли мы благодарить детей, а не просто говорить им "спасибо"?
  • Выражаем ли мы ребенку благодарность за его действия?
  • Чем просьба отличается от требования?
  • За что можно благодарить ребенка?
  • Как наши эмоции и наша реакция на что-то может подкрепить поведение ребенка?
  • Что родители могут подкрепить в ребенке при помощи благодарности?
  • Что дает импульс для развития родителей, растящих маленьких детей?
  • За что нужно быть благодарным сложностям, возникающим в процессе воспитания ребенка?
  • За что нужно быть благодарным людям, которые нас окружают?
  • Что является обратной стороной благодарности?
  • Почему важно уметь принимать благодарность?
  • Как связано с благодарностью неумение человека просить о помощи и принимать ее?
  • Почему у человека может возникать сложность с тем, чтобы попросить о помощи или принять ее?
  • Что стоит за чувством стыда при благодарности?
  • Какой самый главный эффект благодарности?
  • Что происходит с нами во взрослом возрасте, если мама нас больше критиковала, чем хвалила?
  • Как можно "прогнать" своего внутреннего критика?
  • Почему так важно быть благодарным своим предкам?
  • Что мы даем людям, когда благодарим их?
Благодарность как жизненный ресурс
  • Где найти силы на то, чтобы адекватно реагировать на разное поведение и эмоции ребенка?
  • При каких условиях мы научаемся интегрировать в себя материнскую часть? Как это помогает нам в работе с эмоциями?
  • Почему нам так важно безусловное принятие, когда у нас заканчиваются внутренние ресурсы?
  • Почему человеку так важна внутренняя надежная база?
  • Что делать, если материнская база внутри не сформировалась?
  • Как восстанавливать свою целостность при постоянном нахождении с ребенком?
  • Почему мамам, постоянно сидящим с детьми, так важно общение со взрослыми людьми?
  • Почему для ребенка так важно взаимодействие с мимикой маминого лица?
  • Как паттерны привязанности, сформированные в первый год жизни, влияют на последующую жизнь?
  • Как связаны с нашими внутренними ресурсами эмоции, травматичные истории нашего детства и фигура нашей матери?
  • Что делать, если в детстве мама дала нам недостаточно тепла и любви?
  • Обязательно ли чувство любви транслируется только словами или есть другие способы?
  • Почему важно дать выйти чувству печали, если оно "сидит" в нас? Какую важную функцию выполняет печаль? Какой контакт нам важен, когда мы испытываем печаль?
  • Почему так важно уметь говорить "нет" даже близким людям?
  • Куда могут уходить наши внутренние ресурсы?
  • Что происходит, если в отношениях пары накапливается гнев?
  • Почему важно знать историю родственников? Как наши личные ресурсы могут быть связаны с ресурсами людей, которых уже нет?
  • На что обращать внимание в биографии родственников для того, чтобы найти ресурсные фигуры в роду?
Источники Энергии
  • Что происходит, если мы не отдаем себе отчет или не озвучиваем эмоции, которые испытываем?
  • Что происходит, если мы не отделяем свои эмоции от эмоций других людей?
  • Как мы можем помешать ребенку испытывать свои собственные эмоции и научиться их определять?
  • В каком случае у ребенка может возникнуть блок на радость, который может проявиться во взрослой жизни?
  • Как вообще происходит блокировка (схлопывание) эмоций?
  • Способно ли наше тело запоминать стрессовые моменты?
  • Что такое "загруженная мама" и чем она отличается от просто мамы?
  • Что происходит с нашими желаниями и чувствами в тот момент, когда мы исполняем желания других людей? Каким образом это влияет на истощение нашего внутреннего ресурса, в том числе, материнского?
  • Что происходит с мамой, которая опустошена?
  • Какой основной страх практически всех людей?
  • Как правила, установленные между супругами в первый год совместной жизни, влияют на жизнь последующую?
  • Какие маркеры свидетельствуют об отсутствии уважения?
  • Почему важно смотреть на систему отношений своих родителей?
  • Какие 5 базовых чувств может испытывать человек?
  • Как разделить чувства и эмоции?
  • Как можно помочь близкому человеку прожить его эмоции?
  • Как помочь ребенку или мужу расслабиться в стрессовой ситуации?
  • Почему так важно дать ребенку пройти через свой собственный опыт?
  • Как смотреть на ребенка, когда ему больно?
  • Как картинка события в нашей голове может повлиять на ход его действия?
  • Как эмоции матери влияют на фиксацию ребенка на том или ином событии?
  • Какая практика может помочь уменьшить градус эмоций партнера во время ситуации стресса (опасности)?
  • Какая практика может помочь расслабиться?
  • В чем причины злости ребенка? Какими должны быть действия мамы для того, чтобы ребенка понять?
  • Чем можно лишь подкрепить злость ребенка?
  • Как наша реакция на что-то может блокировать наши эмоции?
  • Как понять и помочь родителям прожить эмоции?
  • Как с помощью позы можно стабилизировать состояние человека?
  • Почему стабильное состояние так важно?
Как поддерживать в себе состояние наполненности. Источники энергии.
  • Как связаны данные ребенка, его способности, действия с уважением?
    В чем это может быть выражено для маленького ребенка?
  • Когда появляется уважение в семье?
  • Как мы считываем 95% информации?
  • Могут ли сосуществовать критика и уважение?
  • Как опыт поколений может повлиять на ощущение человека себя униженным?
  • Какие тексты влияют на формирование уважения и самооценки ребенка и взрослого, в чем особенность мальчиков и девочек?
  • Почему важно говорить ребенку, что он для нас значим?
  • За что не должен нести ответственность ребенок?
  • Какой выбор является непосильным для ребенка?
  • Почему уважение к родителям влияет на всю семью?
  • Как отношения со своими собственными родителями влияют на отношения с детьми?
  • Почему игнорирование - самое сильное наказание для ребенка и как это на нем сказывается?
  • Почему страх не оставляет место уважению?
  • Где в нашем теле находится зона идентичности и как она связана с достоинством и уважением?
  • Как изменив положение тела можно восстановить свое достоинство?
  • Почему важно в первый год жизни ребенка уважать его и себя?
  • От чего может разрушиться часть личности ребенка?
  • Почему важно видеть своего внутреннего ребенка и как с ним говорить?
  • Почему нельзя игнорировать ребенка ради его послушания?
  • Почему свое неуважение к жене мужчина будет транслировать на дочь?
  • Какое лицо показывает человек в стрессовой ситуации?
  • Как можно реализовать свою эмоциональность?
  • Реальные ли эмоции вызывает у нас человек, провоцирующий нас на скандал?
  • Что такое эмоциональные границы?
  • Какой эмоциональный баланс нужно передать ребенку и что сделать для того, чтобы не передавать того, что передавать не хочется?
  • Как сформировать внутреннюю материнскую фигуру?
  • Почему важно придавать значение эмоциональному общению? Как это связано с признанием и уважением?
  • Почему нельзя отдавать все свои эмоции партнеру?
Уважение в семье
  • Где взять ресурсы для занятий и общения с детьми?
  • Почему важно вернуться в начало того, как вы стали матерью или отцом?
  • Какие могут быть блокировки для становления матерью?
  • Почему важно интегрировать часть вашей собственной матери внутрь себя?
  • Почему важно принимать, а не отвергать негативные модели поведения собственной матери?
  • Почему мы часто повторяем стратегии поведения наших родителей, даже если сознательно не собирались этого делать?
  • Почему важен хороший контакт со своим внутренним ребенком?
  • Как можно поменять интегрированную в нас модель поведения наших родителей?
  • Основные функции отца и матери? И в чем разница между ними?
  • Можно ли не любить своего ребенка?
  • Что такое любовь к ребенку с точки зрения материнской функции?
  • Что означает безусловное принятие ребенка и как научиться это делать?
  • Что нужно для того, чтобы контейнировать чувства ребенка и что значит - быть контейнером для его чувств?
  • Каким образом можно получить доступ к глубокому пониманию ребенка (внешнего и внутреннего)?
  • Почему не нужно ставить ребенка в угол?
  • Что делают дети, если у мамы закончился материнский ресурс?
  • Как взрослый может помешать ребенку научиться справляться со своими эмоциями?
  • Как сформировать у ребенка высокую самооценку?
  • Почему при критике ребенка перестает работать материнская функция?
  • Что делать с функционалами матери и отца, если женщина воспитывает ребенка одна?
  • Как связано уважение к матери (женщины) с уважением к отцу (мужчине)?
  • Как неуважение к матери партнера влияет на отношения между супругами?
  • Почему важно не игнорировать и уважать себя?
Ресурс родителей
  • На этой встрече Елена рассказывала, чем нуклеарная (ядерная) семья отличается от расширенной и почему в наше время первая популярнее второй?
  • В какой момент создается эмоциональная супружеская система?
  • Зачем в системе взаимоотношений нужна иерархия?
  • Могут ли одни и те же люди в супружеской паре носить совершенно разные роли?
  • Почему супружеская система важнее родительской? И почему нельзя ставить детей на первое место?
  • Как долго сохраняется эмоциональная связь, возникшая между мужчиной и женщиной, и как ее восстановить?
  • Какое количество эмоциональных связей может образовываться в семейной системе?
  • Что стоит за конфликтом родителей по поводу детей?
  • Почему так важна сепарация от родителей?
  • Почему не нужно стремиться быть идеальной матерью, и как быть «достаточно хорошей» матерью?
  • Также Елена подняла тему развода: сколько длится психологический и эмоциональный развод? Как сделать, чтобы более благополучно его пережить для всей семейной системы? Как это может влиять на ребенка?
  • Как правильно прожить боль расставания?
  • Можно ли создавать новую систему сразу после разрушения старой?
  • Могут ли мачехи и отчимы выполнять роль мамы и папы ребенка?
  • Имеет ли значение порядок рождения детей? В чем особенность двойняшек и близняшек?
  • О чем говорят конфликты детей и их "борьба за власть"? Что они отражают?
Иерархия семьи
  • Для чего нужен договор о правилах во время изоляции, когда физическая и социальная дистанции сокращаются?
  • Какой инструмент самый лучший для стабилизации состояния мамы в период изоляции?
  • Почему наше тело — первое, что страдает в стрессовой ситуации, какую роль выполняет внутренний наблюдатель и как его активировать?
  • Как блоки в теле могут влиять на блокировки в мозге?
  • Кто кричит внутри нас в стрессовой ситуации: мы сами или наш внутренний ребенок и почему?
  • Почему наша позиция «все для ребенка» может негативно влиять на его поведение и даже здоровье?
  • Почему нецелесообразно быть детоцентрированной семьей и правда ли, что контакт между супругами важнее, чем контакт с ребенком?
  • Чем забота о детях отличается от «цепляния» за детей?
  • Какой ключевой навык необходимо приобрести в стрессовой ситуации?
  • Почему важно признать, что мы чего-то боимся, а не отвергать страх?
  • Почему важен гнев?
  • Как оставаться в ресурсном состоянии в условиях самоизоляции?
Спокойствие во время изоляции